Головна » Статті » Мої статті

КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПЛОДЫ «МОЛОЧНОГО ПРОРЫВА»

Едуард Русяновский


                Начальник отдела животноводства Васильковской РГА Сергей Степаненко выкладывает неутешительную статистику. За последние 8 лет молочное стадо района демонстрирует стремительное сокращение: с 5500 до 1223 голов. Сейчас молочным скотоводством занимаются всего 7 сельхозпредприятий из несколько десятков существующих. А всего в них на 01.08.2011 г. насчитывалось 3012 голов крупного  рогатого скота, меньше половина из которых – коровы. Можно сказать, что целый район производит не больше молока и говядины, чем раньше это делало среднее сельхозпредприятие.

                Дотации за последние 1,5 года, говорят специалисты управления, ни одно сельхозпредприятие района не получало. Даже те, которые производят экологически чистое молоко для детского питания. Скажем, СООО «Пологовскому», который реализовал за прошлый год 131 тонну высококачественного молока, обещанная дотация в сумме 66 тыс. грн. так и не поступила. Частный сектор вообще забыл, что такое государственная помощь.

                Такая ситуация типична для многих районов Киевщины. Коровы для сельхозпредприятий Фастовского района, где молочные фермы можно посчитать на пальцах рук, становятся настоящей экзотикой. В утверждении, что на Киевщине вскоре страусиных ферм будет больше, чем молочных, содержится лишь доля шутки.

                Недобор молока в сельхозпредприятиях можно было бы восполнить за счет частного сектора, как это, в общем-то делалось во все времена. Но в нем ситуация еще более удручающая, чем в сельхозпредприятиях. Лишенный всяческой поддержки государства и местных органов, крайне озабоченных земельным вопросом, коттеджной и иной застройкой пастбищ и выгонов для скота, он на глазах исчезает. Жители сел Кожуховки и Беспят Васильковского района еще 3 года тому назад содержали по несколько десятков коров, сейчас в первом из них осталось 3 коровы, во втором – 4. И таких сел, особенно вблизи Киева становится все больше. Вчерашние производители молока становятся его потребителями. В результате цены на эту продукцию в ряде городов и райцентров области дороже, чем в столице.

                На базаре в Володарке, например, молоко расхватывают по 9 грн. за литр. Торгующие молочницы признаются, что подняли цены на 3-4 грн. еще летом. Брали бы и больше, да вот незадача – появились конкуренты из Житомирской области, которые сбивают цену. Но ближе к холодам они цены все равно повысят. Причины более чем уважительные – молочницы выкладывают свои резоны: корма дорогие, комбикорма покупают по 3 грн. за кг. За кг. сена фирма, не имеющая конкурентов, берет по 2 грн.  Выходит, что содержание коровы только по кормовой части обходится за год в 9 тыс. грн и больше. Свой труд по уходу за животными и продаже производимого женщины при этом не учитывают. Жалуются «берут с нас по полной, а вот о помощи никто не заикается». Вот и мы, дескать, не стесняемся, утверждая, что без дальнейшего повышения цен не обойдется. Путь для этого открыт дефицитом - коров в этой местности осталось всего ничего. 3 года тому назад на околице райцентра частники содержали стадо в 200 коров. Сейчас от него осталось меньше трех десятков. Ясное дело, что в канун зимы их станет еще меньше.

                Наверное, предполагал автор, разуверившиеся селяне продают коров сельхозпредприятиям, как и предусматривает одна из программ правительства, под которую выделяются солидные средства. Вместо ответа на вопрос что будет завтра автору дают почитать сорванное где-то, от руки написанное объявление, замечая, что ими обвешаны все столбы в округе. Цитируем дословно: «Закупаем коров. Оплата сразу на месте. Работаем без выходных». И – телефоны. После звонка выяснилось, что киевских заготовителей действительно интересует как объект мясозаготовок не бычки, а именно коровы. Этот «товар» даже в разгар лета при обилии зеленых кормов довольно ходок. Платят по 9-13 грн. за кг. живого веса. Подумалось, может такие объявления и реакция на них что-то единично-случайное. Увы. В Васильковской районной газете «Життя і слово»  читаю аналогичное «закуповуємо ВРХ: корови, дорослий молодняк…». Интересуемся деталями, оказываеться «дорослий молодняк» сказано, скорее, для отвода глаз. Заготовителя, работающего в Белой Церкви почему-то интересуют только коровы. Может, потому что, разуверенные селяне их охотнее сдают.

Сколько бюрократических заворотов последнее время накручено вокруг «бурёнок» - в начале 2010 года даже принят Закон об их идентификации и регистрации, в частности обязывающий владельца в семидневный термин после рождения телёнка фиксировать это событие как   документами та и номерным знаком. К ряду уже имеющихся контролирующих органов на коммерческой основе создана новая структура (услуги, разуметься платные), которая занимается регистрацией и нумерацией скота. И результатом такого тщательнейшего учёта во всех инстанциях является то, что доеные коровы при острейшем дефиците молока отправляються на бойни.  

«СТРАТЕГИЯ» ВЕДУЩАЯ В ТУПИК

                Кабинетные расчеты руководителей Минагрополитики, что взятый курс позволит за 3-4 года нарастить молочное стадо до 3 млн. голов, достичь среднегодовых надоев на корову до 5 тыс. литров и таким образом выйти на общее производство 15 млн. тонн молока на практике терпят крах. До такого состояния, как нынче, молочная отрасль ещё не скатывалась. снижается как поголовье коров, так и производство молока. В 2010 г. в Украине его произведено всего 11,2 млн. тонн. Такого низкого показателя за последние 55 лет не было. При этом, ситуация в нынешнем году, когда государственная поддержка производителей практически отсутствует, продолжает ухудшаться. Причем, нарастающими темпами. По данным Госкомстата, поголовье КРС в Украине на 1 июля нынешнего года составило 5,24 млн. голов.  Что на 4,5% меньше, чем было в 2010 г.  При этом коров стало меньше на 3,7%.

                Сказалась недооценка частного сектора. О его весе в общем производстве молока свидетельствуют расчеты эксперта аграрного рынка УКАБ  Инны Ильенко. Согласно им, на переработку за первый квартал нынешнего года от сельхозпредприятий поступило несколько больше молока, чем в прошлом году. Но поскольку удельный вес их меньше, чем частников, которые в этот период уменьшили поставки, то и общий показатель отрасли оказался отрицательным. На переработку поступило за квартал молока на 3,1% меньше прошлогоднего. Отсюда следует обоснованный вывод: отмена прежнего порядка дотаций посредством субсидирования за продукцию, который был приемлем как для производителей, так и для переработчиков, сыграла резко отрицательную роль. Прежде всего потому, что средства господдержки, которые раньше шли непосредственно в молочную отрасль и  при любых обстоятельствах оставались в ней, теперь через спецфонд «распыливаются», поступают не только в молочное скотоводство, но и в птицеводство, свиноводство, т.е., в отрасли, более благополучные, такие, которые могли бы развиваться самостоятельно. В результате для сохранения и развития оставшейся без поддержки отрасли остается чуть ли не единственный выход – повышение закупочных цен. Но, снова-таки, это путь в никуда. Закупочные цены на молоко, повышение которых принимает в стране перманентный характер вплотную приблизились к «потолку», за которым маячит потеря конкурентоспособности отечественных производителей. К тому же такая практика неминуемо сказывается на ценах молочных продуктов, которые и сейчас уже не всем по карману.  

                Есть еще важные обстоятельства, требующие особого внимания к молочному скотоводству. При вступлении в СОТ Украина взяла на себя обязательство за время 5-летнего переходного периода решить вопрос с качеством молочного сырья, направляемого на переработку. Выделенного времени было достаточно, чтобы, во-первых, осуществить строительство и реконструкцию современных комплексов, во-вторых, поспособствовать созданию  на основе имеющихся селянских хозяйств не менее современных мини-ферм. Без этих шагов, дополняющих друг друга  проблему не решить. Но за три года на первом направлении сделано мало, а на втором – и вовсе ничего. Тем временем отсрочка, предоставленная нашей стране со стороны СОТ, заканчивается. И если не принять безотлагательных мер, перед отечественной молочной продукцией, к которой импортёры все чаще предъявляют справедливые претензии, может вообще опуститься шлагбаум.

Но у нынешних властей рвения в решении реальных проблем отрасли не наблюдается. Вместо того, чтобы работать во всех направлениях, и, прежде всего, создать условия для организации мини-ферм, способных внедрять современные технологии и производить высококачественное сырье, реализуются затратные программы, в которых просматривается стремление вовсе лишить поддержки частный сектор и хозяйства средней руки и за сэкономленные, таким образом, средства привлечь крупный капитал, чтобы на основе государственно-частного партнёрства проектировать, строить современные комплексы развивать высокотоварные предприятия. Подписанный 8 июня руководителем Минагрополитики приказ №227 о распределении бюджетных средств на поддержание производителей молока и мяса по этому поводу не оставляет сомнений. Средства в сумме 2,03 млрд. грн. распределяются так: 1,5 млрд. должно пойти на возмещение расходов на строительство ферм, комбикормовых заводов и закупку техники для животноводства. 500 млн. грн. предназначено для возмещения расходов по кредитам, которые будут выдаваться на те же цели. В то же время на приобретение доильных аппаратов, которые могли бы повлиять на повышение культуры производства мелких производителей, и другое предусмотрено всего по десятку- второму млн. грн. И то, не известно на чьи нужды они будут истрачены: крупных, или мелких производителей.

Еще более показательная программа по возмещению средств, предназначенных на закупку у  населения коров. Согласно ей, сельхозпредприятиям предусмотрено выделять субсидии на приобретение коров у населения из расчета: 7 грн. за кг. живого веса. Крупным производителям за каждую прирощенную голову молочного скота обещано выплачивать 5 тыс. грн.

Само содержание такой программы исподволь навязывает мысль, что отечественный частный сектор вообще не имеет перспектив, потребители, дескать, давно разочаровались в его возможностях, поэтому все надежды в решении молочной проблемы связывают с крупнотоварными структурами. Но о том, что именно в частном секторе всё еще производится изрядная, а по некоторым видам и львиная доля сельхозпродукции, и в случае его окончательного упадка перерабатывающие предприятия и население может вовсе остаться без молока  - об этом умалчивается.

По мнению зам.директора УАК Александра Ярославского ситуация в молочном скотоводстве остается достаточно напряженной:  снижается как поголовье скота, так и производство молока, при том, что его потребление в стране и так отстаёт от рациональной нормы на 50 %.  Сказывается практически полное отсутствие господдержки производителей. Если в прошлом году дотация в себестоимости молока составляла 14%, то в нынешнем она практически отсутствует. Гендиректор ассоциации УКАБ Владимир Лапа полагает, что для обеспечения позитива в общеотраслевом масштабе надо поддерживать не только несколько десятков сельхозпредприятий, но и все остальные, занимающиеся производством молока. Так же важно, по его словам,  чётко определить государственную политику в отношении кооперативного сектора.

НУЖНА ЛИ КООПЕРАТИВАМ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА?

                Молочное скотоводство в личных крестьянских хозяйствах пребывает на таком низком уровне, что без помощи государства его поднять сложно. Механизм, ускоряющий осовременивание «подворного» молочного скотоводства давно выработан. В частности, сгладить недостатки мелкотоварного производства возможно при создании обслуживающих кооперативов, в которые селяне объединяются, чтобы совместно решать вопросы, не решаемые врозь, создавать необходимую инфраструктуру – пункты приема и охлаждения молока, обеспечивать машинное доение коров и доставку сырья на перерабатывающие предприятия. Поскольку решение этого давно назревшего вопроса на государственном уровне неоправданно затягивалось, в ряде мест производители и переработчики берутся за его решение сами. Производители – потому что понимают, что вскорости примитивными методами вырабатываемое ими молоко перестанут принимать, а переработчики вынуждены этим заниматься, испытывая все больший дефицит высококачественного сырья. Совместные усилия в ряде мест привели к созданию полноценных обслуживающих кооперативов. Некоторые крупные переработчики, выделив солидные средства, взялись за создание таких структур самостоятельно.

                Но созданием отдельных кооперативов проблемы не решишь. Для обеспечения массового перехода мелких хозяйств на прогрессивные технологии необходимо участие государства. Правительство Ю. Тимошенко уже под конец своей деятельности сделало попытку повлиять на  ситуацию в мелкотоварном  молочном скотоводстве. Была принята Государственная программа поддержки обслуживающих крестьянские дворы кооперативов. На ее реализацию было выделено 90 млн. грн., что позволило создать около сотни кооперативов, которые, закупив на выделенные средства холодильное оборудование, молоковозы, а некоторые даже доильные аппараты, обеспечили своим селянам-кооператорам возможность производить молоко качеством не ниже, чем на современных комплексах. Но в дальнейшем это направление не получило развития. И для львиной части выделенных средств нашлось другое применение. Новая власть не проявила интереса к затеям предшественников. Сказалось ставшее для страны традиционным устойчивое убеждение, что политические оппоненты ничего толкового создать не в состоянии.

В России, которая после развала колхозов и совхозов попала в ситуацию, схожую с нашей, не в пример чиновникам Украины, предпринимают довольно настойчивые усилия, направленные на повышение отдачи всех секторов молочного скотоводства. Реализуется программа, направленная на субсидирование из федерального бюджета производителей в расчёта на литр молока. Особое внимание уделяется стимулированию личных подворий. Для них предусмотрено двойное субсидирование -  как по поголовью,  так и по сданной на переработку продукции. Кроме того реализуется программа  по созданию на базе личных подворий семейных мини-ферм.

Вопрос ответственности за происходящее в отечественной молочной отрасли становиться всё острее. По такому казалось бы частому вопросу журналисты не постеснялись побеспокоить одного из спикеров Партии Регионов Александра Чечетова. Народного депутата попросили разъяснить, что это за «стратегия», когда молока уже даже детям не хватает, и кто за её проведение и поддержку неуклюжих мер ответит. Тот популярно разъяснил, что в условиях выстроенной управленческой вертикали «конкретный министр отвечает за политику в отрасли. Ну, а если он что-то не так делает, то сразу Президент его «дёрнет», и будет министром уже другой». Вот так, и не иначе. Только работников отрасли и обделённых качественной молочной продукции граждан интересует не особенности кадровой работы в партии власти, а более конкретный вопрос: когда будет налажена нормальная работа доведённого до ручки молочного скотоводства?

Категорія: Мої статті | Додав: boleslav (10.11.2011)
Переглядів: 529 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: