Головна » Статті » Мої статті

Жилищно- сторительные колоперативы(ЖСК) и ОСМД - альтернатива ЖЕКов
Надежда ГОЦУЕНКО (Ривненская область)
 
Трудно ожидать эффективности от ЖЭКов старого образца, если (по разным оценкам) около 80 процентов поступающих им средств те тратят… на свое содержание. Понятно, что боясь потерять работу, представители «совкового» жилищно-коммунального хозяйства без восторга относятся к созданию жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Их настороженность по отношению к иным формам ведения жилищного хозяйства несколько преждевременна. Ведь в массовом порядке ЖЭКи пока не ликвидируются. Но и тихая жизнь в условиях практически бесконкурентной среды для этих контор заканчивается. Ведь новые жилищные образования нанимают для коммунальных работ, кого захотят. В условиях конкуренции побороться за заказчиков могут попробовать и ЖЭКи…
К старому фонду – новый подход
     Ривненщину, как и ее областной центр, никак не отнесешь к числу финансово мощных регионов. Жилищный фонд городского совета насчитывает 1275 домов (большинство из которых далеко не новые) с общей площадью 2878,09 тыс. кв. м. Приватизировано более 88,5% государственного жилого фонда. Здесь созданы 90 ОСМД и 49 ЖСК, - по существу, пока что капля в море жилищных проблем.
     Все попытки городской власти решить вопросы развития жилого фонда собственными силами, не привлекая местное население и не получая поддержки извне, не приводили к достижению позитивных результатов. Обыватели, свыкшись с коммунальными неурядицами, по привычке все-таки надеялись на помощь «свыше», а скудного местного бюджета не хватало, чтобы залатать все «дыры». Впрочем, местная власть активно искала пути урегулирования нарастающей проблемы, ведь со временем состояние жилого фонда города не только не улучшалось, но и приходило все в больший упадок. В 2004 году город стал партнером проекта программы развития ООН (ПРООН) «Муниципальная программа управления и стабильного развития». За витиеватым названием скрывается «фишка» - приобщение населения к решению коммунальных проблем.
    Типичный пример – многоквартирный дом, ставший ОСМД «Галицкого,4». За 32 года существования эта многоэтажка «переболела» всеми «хворями» ЖКХ. В их числе: отсутствие капитального ремонта коммуникаций, перебои с подачей холодной и горячей воды, коррозия трубопровода, износ труб извне и внутри на 90%, постоянные их прорывы, подтопления подвала. В результате жители злосчастного дома частенько оставались и вовсе без воды, поскольку ее перекрывали. Текущие ремонты требовали все больше финансовых затрат, что, впрочем, никак не решало проблему в целом. Наверное, жители этого дома еще долго бы воевали с прохудившимся водопроводом, если бы не одно обстоятельство. Вот что рассказала Галина Похильчук, председатель правления ОСМД «Галицкого,4»:
    - В 2006 году нам стало известно, что в городе действует программа управления и стабильного развития. Захотелось узнать о ней побольше. Хотя, были и скептики. Тем не менее, на собрании ОСМД жильцы ознакомились с уже реализованными проектами. Но и после этого далеко не все сразу поверили, что кто-то может помочь в решении бед старого дома, тем более, что их было немало. Ведь наш дом не ремонтировался с момента его сдачи. Осторожный оптимизм внушало то, к тому времени уже несколько ривненских ОСМД реализовали свои проекты по улучшению коммунальных условий при поддержке ПРООН. В конце 2007 года мы тоже обратились за помощью в отдел поддержки проектов ООН, а в 2008 году подали свою заявку.
     В том же, 2008 году в ОСМД «Галицкого,4» впервые реализовали проект капитального ремонта крыши дома. Его стоимость – 159 тис. грн. Понятное дело, что обычные жильцы устаревшего жилого фонда вряд ли смогли бы только своими силами профинансировать столь дорогостоящую работу. Поэтому требуемая сумма была разбита на три неравные части: городская власть выделила 104 тыс. грн., ПРООН – 35 тыс. грн., ОСМД – 20 тыс. грн. Когда же проблему протекающей крыши все же решили, жители дома были вовсе не против продолжить выгодное сотрудничество с финансовыми донорами.
      И в 2010 году это ОСМД во второй раз реализовало масштабный проект. На сей раз взялись за замену труб горячего и холодного водообеспечения. Стоимость работ – 156 тыс. грн. Из них 30 тыс. грн. внесено ПРООН, 90 тыс. грн. – городским советом и 36 тыс. грн. – местной общиной. Ясное дело, что собрать в наше время 36 тыс. грн. – дело не простое. И не только собрать, но и (это самое главное) держать ответ перед соседями за их вложение. Поэтому и контроль за их целевым использованием активисты дома наладили серьезный. Все ремонтные работы и поэтапные действия согласно проекта члены инициативной группы активно обсуждали с избранным жильцами исполнителем заказа – ЧП «Водатеплосервис». Контроль за выполнением коммунальных работ не ограничивался только активистами ОСМД, поскольку те постоянно информировали других жителей дома о ходе ремонтных работ.
     Использование необходимых для ремонта материалов тоже скрупулезно контролировалось членами инициативной группы ОСМД, а специально нанятому по этому случаю слесарю-сантехнику не раз довелось обращаться за консультациями к специалистам из теплокомуненерго. Конец же ремонта в старом доме стал знаковым: после завершения необходимых коммунальных работ членами ОСМД был проведен… общественный аудит, на который пригласили и исполнителей заказа. Впрочем, результатом остались довольны все. Ведь качественная замена труб горячего и холодного водообеспечения была выполнена в соответствии со всеми строительными нормами и правилами. С тех пор ржавчина не попадает в воду, горячая вода есть во всех квартирах, подвал дома сухой (а значит, нет больше угрозы разрушения здания), вода поступает по назначению и в разумном количестве. Что же касается денег, которые раньше тратились на текущие ремонты старой системы водообеспечения, то здесь подсчитали, что их можно использовать на реализацию других замыслов и планов, - с недавних пор в этом ОСМД научились не только считать, но и экономить.
«Не нравится этот ЖЭК? Так покиньте его!»
   - Нашему ЖСК (жилищно-строительному кооперативу) уже 45 лет,- рассказывает председатель правления ЖСК «Маяк» Идея Коржова, – ЖЭКа, как такового, у нас никогда и не было. Существуем только на членские взносы (квартплату), из этих же денег содержится небольшой штат. Довелось как-то пригласить печника из ЖЭКа для чистки дымоходов. Но после того, как за эти услуги ЖЭК выставил нам астрономический счет, решили выучить своего печника (к слову, он мог бы обслуживать сразу несколько ЖСК, - обошелся бы дешевле). Теперь вот в городе пользуется популярностью муниципальная программа ПРООН – это ощутимое подспорье местным общинам. Злые языки убеждали нас в том, что если наш ЖСК не перерегистрируется в ОСМД, то денег на помощь в решении коммунальных проблем нам не выделят. Но мы все же надеемся, что выделят. Ведь, на мой взгляд, ЖСК и ОСМД – одно и то же.
    Похоже на то, что это мнение разделяет и городской голова Ривного Владимир Хомко, не раз во всеуслышание утверждавший, что ЖСК, по сути – это то же самое, что и ОСМД. И что будущее – именно за такими структурами: «Если все квартиры в многоэтажном доме принадлежат их владельцам, а не государству, то де-факто их хозяева уже являются совладельцами такого дома» - так считает городской голова.
    - Но как же, по вашему мнению, и тем, и другим «разойтись» с ЖЭКами? – с таким вопросом корр. сайта «Кооператор» обратился к ривненскому мэру В. Хомко.
    - Поскольку я коммунальщик, то точно знаю, что альтернативы ОСМД нет. Что же касается ЖЭКов, то реальный шанс выжить есть только у наиболее дееспособных из них. Например, у нас есть ЖЭК, который обслуживает местные жилищно-строительные кооперативы. С одной стороны, наши ЖСК обращаются туда за коммунальной помощью, перечисляют деньги за обслуживание, а с другой – не прекращается поток жалоб на него. Я отвечаю: «Не нравится этот ЖЭК? Так покиньте его!» Так нет же, многие по-прежнему боятся выйти за рамки привычного – одновременно и обслуживаются, и жалуются. И того не понимают, что будут они с деньгами – будет и конкурентная среда. Тогда и у ЖЭКов появится стимул работать лучше.
    - Ну посудите сами, какой бы ЖЭК заменил нам старые рассохшиеся деревянные окна на новенькие, маталлопластиковые? – задаются риторическим вопросом члены ОСМД «Дружба».
     А вот что рассказала председатель ОСМД «Газда» - Оксана Шостак:
     - В связи с отсутствием необходимых средств для капремонта крыши в нашем ОСМД ситуация была критической. Жители дома понимали, что невозможно само дальнейшее существование дома, поэтому активно искали выход из этой ситуации. Было принято коллективное решение обратиться за помощью в отдел поддержки проектов ООН. В 2009 году ОСМД «Газда» реализован проект «Капитальный ремонт крыши» стоимостью 121 тыс. грн. Из них вклад ПРООН составил 26 тыс. грн., горсовета – 78 тыс. грн., вклад общины – 17 тыс. грн. Это было начало. Потом мы объединились для реализации еще одного проекта – по утеплению внешних стен дома пенопластом при софинансировании горсовета. Правда, довелось сдать по 1500 грн. с квартиры, но дело того стоит.
  - Капитальный ремонт крыши выполнен хорошо, с использованием качественных современных материалов. Из-за того, что наш дом построен из силикатного кирпича, притягивающего влагу, очень важно то, что обустроенные «фартуки» предотвращают проникновение сырости по стенах, а значит, сохранится целостность здания. В доме стало более уютно. Спокойнее жить, зная, что на голову не капает, - считает жилец квартиры №22 Николай Пашко.
   Интересно то, что горожане стали чувствовать себя хозяевами не только непосредственно по месту жительства. В 2010 году общественная организация «Оберег» реализовала проект по установлению металлопластиковых окон в Ривненском учебном комплексе «Престиж». Стоимость этого проекта – 152 тыс. грн. Из них 100 тыс. грн. выделил городской совет, 34 тыс. грн. – ПРООН и 18 тыс. грн. – вклад общины.
Комфорт – «вскладчину»
 Понятное дело, что столь масштабные проекты требуют четкой координации. Поэтому в городском совете был специально создан муниципальный отдел поддержки (МОП), или – отдел поддержки проектов ООН в составе управления экономики. Благодаря его работе местные общины объединились и зарегистрировали почти 50 ОСМД с 11 тысячами горожан и 75 общественных организаций школ и детских садов.
    Однако, впечатляет даже не это. А то, что подход привлечения общины оказался настолько эффективным, что горсовет начал применять его для реализации проектов местных общин даже без финансовой поддержки доноров, то есть, только за средства горсовета и местных общин. Учитывая приобретенный опыт, ривненский городской совет подготовил муниципальную программу стабильного развития на 2009-2012 годы (МПСР). Она была утверждена решением сессии горсовета 15 апреля 2009 года.
     Взаимовыгодное сотрудничество пошло на пользу многим горожанам. В рамках реализации муниципальной программы стабильного развития на 2009-2012 годы в отдел поддержки проектов ООН поступило 15 оформленных заявок на грантовую поддержку. Отбор и утверждение заявок проходили в два этапа. На первом были отобраны и утверждены к софинансированию муниципалитетом и объединениями граждан города 4 заявки общей стоимостью 502 тыс. грн., на втором утверждены 3 заявки на общую сумму 467 тыс. грн.
    Учитывая активность городских общин, приобретенный опыт и позитивные результаты реализации местных инициатив, в 2010 году было принято решение увеличить финансирование мероприятий программы. Так, на реализацию мероприятий муниципальной программы стабильного развития в 2010 году бюджетом Ривненского городского совета выделено 3,1 млн. грн. 24 проекта реализованы ОСМД (проводились ремонты крыш, систем водообеспечения и водоотвода, отопления, установка индивидуального отопления и отопления домов, замены окон в подъездах) общей стоимостью 2,5 млн. грн. Шесть проектов – на 1,6 млн. грн. были реализованы в учебных заведениях. По подсчетам специалистов, пользу от реализации таких, совместных проектов получили около 15,5 тыс. человек.
    А условия такого взаимовыгодного сотрудничества (власть решает проблемы людей, но они вкладывают и свою часть) достаточно просты: финансирование одного проекта происходит в таких частях: муниципалитет – от 50 до 80%, община – 10%, доноры – от 10% и больше. Впрочем, община, подающая проект во второй раз, должна быть готовой к увеличению своего взноса. Также после реализации проекта община должна взять объект на баланс и обеспечить его содержание.
    Опыт Ривного свидетельствует: главной ценностью проекта является то, что население осознало - немало вопросов в сфере своего благополучия оно может решать самостоятельно, не ожидая вмешательства местных органов власти. И это порождает у людей надежду. Они начинают верить в то, что могут сами быть хозяевами. Позитивный пример работы в г. Ривне при наведении порядка в довольно депрессивной сфере ЖКХ наглядно демонстрирует пользу эффективности модели совместного планирования местной стратегии стабильного развития и целесообразность ее дальнейшего распространения. Ведь, приобретая опыт общей работы, жители ривненских домов, охваченных действующей тут программой, разрабатывают и внедряют микропроекты за собственные средства, не перекладывая проблемы на чьи-то плечи, возлагают ответственность за собственный благосостояние на самих себя.
Категорія: Мої статті | Додав: boleslav (03.24.2011)
Переглядів: 405 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: